Ермаков М. В мире есть добро и за него стоит бороться…

Ермаков Михаил Михайлович родился 28 августа 1991 года в г. Калининграде МО, ныне г. Королев. В 19 лет ограниченным тиражом вышла первая книга. Интересуется историей, педагогикой, психологией, религией, интересными людьми.

В двадцатые годы ушедшего столетия Алан Милн написал сказку про Винни-Пуха и его друзей. Эта книжка стала не только новой интересной историей для детей, но и настоящим спасением для многих и многих взрослых, маленьким миром, куда можно было убежать и отдохнуть от событий эпохи. Еще были слышны отзвуки канонады Великой войны, люди учились жить вновь, и эта книга помогла не сойти с ума, не потерять себя: окунувшись в мир сказки, своего рода мифа или легенды, человек соприкасался с чем-то вечным, родным, до боли в сердце знакомым из детства. Волшебство и вера в чудеса есть неотъемлемый спутник любого ребенка. Мир переживал последствия экономического кризиса, социальная нестабильность ввергала общество в отчаяние, новая эпоха диктовала иные правила, и не все могли адаптироваться к условиям, столь контрастирующим с прежним укладом.

В такие времена человек остро нуждается в поддержке, уверенности, надежде, в смысле, в том, ради чего стоит и должно жить. Он нуждается в той самой доброй сказке, что написал Алан Александр Милн. Добрая сказка – не значит лубочная, не значит примитивная, но пронизанная светом Истины, которая может быть рассказана простыми и глубокими, сложными, но бьющими в цель словами. Слово всегда было и остается пищей для личности, на этом зиждется вся педагогика и, более того, все межличностные отношения. За словом идет дело, но слово не всегда огранено звуком, иногда это молчание. До молчания всегда есть мысль, а значит и смысл. Смысл же любой доброй сказки один: подарить человеку надежду.

Мир менялся, впереди человечество ожидала новая волна трагедий: Вторая Мировая Война, Освенцим, Дахау, фашистские режимы, националистические идеологии… и снова злу противостоит слово: сэр Дж. Толкин пишет сказку «Хоббит, или Туда и обратно», начало эпопеи, которая вырастет в книгу «Властелин Колец». Снова все тот же парадокс: книга для детей, а насколько необходимая взрослым… «Властелин Колец» Толкина, «Хроники Нарнии» Льюиса, – и снова свет светит во тьме, где зло старается заглушить жизнь. Уже в нашем веке Питер Джексон экранизировал «Lord of the Right», где вложил в уста Сэма Гэмджи то, ради чего хочется пересматривать эту трилогию (диалог Фродо и Сэма в конце второго фильма):

Фродо: Я не смогу, Сэм…

Сэм: Я знаю. Это ошибка. По правде говоря, нам и быть здесь незачем. Но мы здесь. Мы словно в легенде очутились, мистер Фродо. В одной из тех, что берут за душу. В них столько страхов и опасностей, порой даже не хочется узнавать конец, потому что не верится, что все кончится хорошо. Как может все снова стать по-прежнему, когда все так плохо?

Но в конце все проходит и даже самый непроглядный мрак рассеивается. Грядет новый день, и когда засветит солнце, оно будет светить еще ярче! Такие великие легенды врезаются в сердце и запоминаются на всю жизнь, даже если ты слышал их ребенком, и не понимаешь, почему они врезались. Но мне кажется, мистер Фродо, я понимаю. Понял теперь. Герои этих историй сто раз могли отступить, но не отступили. Они боролись, потому что им было на что опереться.

Фродо: На что мы опираемся, Сэм?..

Сэм: На то, что в мире есть добро, мистер Фродо, и за него стоит бороться.

Сменялись вехи истории, тысячелетия уходили в прошлое, рождение эпох сотрясали мир, а человек все также боролся за добро. Что есть это самое «добро» и противостоящее ему «зло»? Зло всегда и постоянно являет собой силу разрушения, искалечения, порабощения, унижения человека. Оно рождается в глубине человеческого сердца, исходит из души необласканной, неоцененной, не согретой. Корень зла всегда есть боль, поэтому ее прикосновение всегда ранит и причиняет страдание. Мы зачастую думаем, что зло несет в себе могущество, что его кредо быть триумфатором в этом мире… Толкин писал на фронт сыну Кристоферу (ноябрь 1943, апрель 1944):

«В тёмную пору мы родились, в неподходящее (для нас с тобой) время. Утешение одно: в противном случае мы так и не узнали бы и не полюбили бы так сильно всё то, что на самом деле любим».

«Сплошной ущерб от этой войны, не только материальный, но и моральный и духовный, – как тяжко тем, кому приходится всё это выносить. Так было всегда (вопреки поэтам), так будет всегда (вопреки пропагандистам), – нет, конечно же, не пойми меня превратно: было, есть и будет необходимо встречать это всё лицом к лицу в нашем жестоком мире. Но столь коротка людская память, столь быстро сменяются поколения, что уже лет через тридцать останутся лишь единицы или вообще никого из напрямую переживших то, что действительно «пробивает» до самого сердца. Обожжённая рука расскажет о пламени убедительнее всего прочего.

Порою меня просто в ужас повергает мысль о том, сколько же повсюду в мире в настоящий момент человеческого горя: миллионы людей оторваны друг от друга, досадуют и злятся, растрачивают дни попусту – не говоря уже о пытках, боли, смерти, утратах несправедливости. Будь страдания зримой субстанцией, эту погружённую в ночь планету почти полностью окутало бы густое тёмное марево, сокрыв её от изумлённых небес! А последствия всего этого обернутся по большей части злом – с исторической точки зрения. Но, разумеется, исторический подход – далеко не единственный. Все явления и все деяния обладают значимостью сами по себе, помимо «причин» и «результатов». Ни один человек не в состоянии оценить, что на самом деле происходит в настоящем sub specie aeternitatis [с точки зрения вечности]. Знаем мы только то (в значительной степени по собственному опыту), что зло пускает в ход громадные силы и с неизменным успехом – да только тщетно; оно лишь подготавливает почву, на которой пустит ростки нежданное добро. Так оно происходит в общем и целом; так оно происходит с нашими собственными жизнями. Однако всегда есть надежда, что для нас всё сложится удачнее, даже на здешнем, временном плане, по милости Божией. И хотя нам необходимы вся наша врождённая человеческая храбрость и мужество (а необъятный запас человеческой храбрости и выносливости просто поражает, не правда ли?), и вся сила нашей веры, чтобы выстоять перед лицом приключившегося с нами зла (что приключается и с другими, по Божьей воле), всё равно нам дано молиться и надеяться».

Слова надежды: «Знаем мы только то (в значительной степени по собственному опыту), что зло пускает в ход громадные силы и с неизменным успехом – да только тщетно; оно лишь подготавливает почву, на которой пустит ростки нежданное добро. Так оно происходит в общем и целом; так оно происходит с нашими собственными жизнями».

Каким только ни выставляло себя зло… Но на последней своей глубине оно уже проиграло, и вопрос времени, когда даст свои всходы новая жизнь, когда взойдет новый рассвет, когда добро напоит собою весь мир. Как же бороться за добро? Поддержкой любимых людей, помощью в их становлении и росте. Добро также рождается в душе человека, оно отмечается на скрижалях сердца, оно едва слышно играет свою мелодию в глубинах человеческого «я». Оно – инструмент и лекарство в руках каждого из нас, нам только нужно сделать выбор, только выбрать доброе, а не злое.

Во времена, которые мы все переживаем, как важно не разъединяться, как необходимо помочь опереться на себя тем, кто дорог. Сила добра – во внутреннем стержне, в благородстве, деликатности, в стремлении сделать чуточку счастливее другого человека. Это умение хвалить и вдохновлять, не стоит думать, что «хвалят только дурачков», напортив, похвала является ценнейшей частью в нашей жизни с детства до седин. Добро в том, чтобы уметь просить прощения, уметь не унижать, уметь вслушиваться в другого, чтобы вместе идти вперед. Эти простые истины так парадоксально спасали человека на протяжении всей истории… как писал отец Александр Шмеман: «Не бойтесь, сила только в добре, власть только в любви, и нет, не должно быть другой силы, другой власти». Всегда после дождика восходит солнце, появляется радуга. После ночи приходит день, восход озаряет нашу жизнь. И даже после огня на пепелище орошенной живительной влагой, восходят новые всходы.

Этим светом, этой влагой, этим добром вот бы быть каждому из нас. Тогда рассвет придет в жизнь всех нас.

Обсуждение закрыто.