УДК 348
DOI: 10.24412/2713-1033-2021-1-7-20
А. Н. Кондратьева
Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции
(РПА Минюста России)», Саранск, Россия,
e-mail: annaalyakina@yandex.ru
«ЛОГИКА МЕНЬШЕГО ЗЛА» В КАНОНИЧЕСКОМ ПРАВЕ И КАТОЛИЧЕСКОЙ ЭТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЕ: НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ
Религия уже на протяжении многих столетий играет важную роль в правовой этике, даже несмотря на то, что религиозные предписания напрямую не упоминаются в типовых кодексах или правилах, судебных делах и дисциплинарных процедурах. В рамках правовой этики трудно определить роль религии, отчасти из-за того, что представители юридической профессии расходятся во мнениях относительно характера юридической этики самой по себе. Юридическая этика обычно фокусируется на профессиональных стандартах юристов, правилах, обнародованных в федеральных кодексах, региональных законах или корпоративных документах (например, кодексы, которые разрабатывает ассоциация адвокатов). Помимо этих кодексов или правил, юридическая этика иногда рассматривает более широкие вопросы профессиональной ответственности, включая роль юриста в профессии и роль юридической профессии в обществе. Постоянный вопрос о «профессиональной ответственности» заключался в том, являются ли собственные стандарты профессии адекватными с точки зрения профессиональной этики или же они должны быть дополнены другими, неюридическими перспективами. Этот последний вопрос порождает другой, более глобального характера. Очень часто, разрешая ту или иную проблему, юрист, будь то законодатель или правоприменитель, использует «логику меньшего зла».
В результате анализа источников канонического права автор приходит к выводу о том, что «логика меньшего зла» активно применялась каноническими юристами при решении ряда вопросов. Однако, ни в Средние века, ни сегодня не выработана формула или алгоритм применения данного принципа, что в определенных ситуациях может приводить к злоупотреблениям.
Ключевые слова: «логика меньшего зла», каноническое право Западной Европы, католическая этическая доктрина, принцип икономии, разумное терпение надвигающегося зла.
Благодарность: Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках конкурса на лучшие научные проекты фундаментальных исследований по теме «Теология в контексте междисциплинарных научных исследований» (проект № 21-011-44239 «Нормативные измерения христианских канонов: традиции и динамика»).
A. N. Kondratyeva
The Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia,
e-mail: annaalyakina@yandex.ru
«LOGIC OF LESSER EVIL» IN CANON LAW AND CATHOLIC ETHICAL DOCTRINE: NORMATIVE DIMENSION
Religion has played an important role in legal ethics for centuries, even though religious precepts are not directly mentioned in model codes or regulations, court cases and disciplinary procedures. Within legal ethics, it is difficult to define the role of religion, in part because members of the legal profession disagree about the nature of legal ethics itself. Legal ethics usually focuses on the professional standards of lawyers, rules promulgated in federal codes, regional laws, or corporate documents (for example, codes developed by a bar association). In addition to these codes or rules, legal ethics sometimes deals with broader issues of professional responsibility, including the role of the lawyer in the profession and the role of the legal profession in society. A persistent question about «professional responsibility» was whether the profession’s own standards were adequate in terms of professional ethics, or whether they should be complemented by other, non-legal perspectives. This last question actually gives rise to another question of a more global nature. Very often, when solving a particular problem, a lawyer, be it a legislator or a law enforcement officer, uses the «logic of lesser evil».
As a result of the analysis of the sources of canon law, the author comes to the conclusion that the «logic of lesser evil» was actively used by canon lawyers in solving a number of issues. However, neither in the Middle Ages, nor today has a formula or algorithm for applying this principle been developed, which in certain situations can lead to abuse.
Keywords: “Logic of lesser evil”, Canon Law of Western Europe, Catholic Ethical Doctrine, the Principle of Iconomy, the Reasonable Patience of Impending Evil.
Acknowledgment: The article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the competition for the best scientific projects of fundamental research on the topic «Theology in the context of interdisciplinary research» (project No. 21-011-44239 «Normative dimensions of Christian canons: traditions and dynamics»)