«Concordantia discordantum canonum» Грациана и «Scholia» Феодора Вальсамона как результат применения «хорошей» методологии при систематизации канонического права римской и византийской церквей (Кондратьева А.Н.)

А.Н. Кондратьева, Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Саранск, Россия, e-mail: annaalyakina@yandex.ru

«CONCORDANTIA DISCORDANTUM CANONUM» ГРАЦИАНА И «SCHOLIA» ФЕОДОРА ВАЛЬСАМОНА КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРИМЕНЕНИЯ «ХОРОШЕЙ» МЕТОДОЛОГИИ ПРИ СИСТЕМАТИЗАЦИИ КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА РИМСКОЙ И ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦЕРКВЕЙ[1]

Аннотация. В данной статье речь идет о двух выдающихся трактатах средневековой канонической юриспруденции – «Concordantia discordantum canonum» Иоанна Грациана и «Scholia» Феодора Вальсамона. Грациан при составлении своего трактата, целью которого является устранение противоречий в каноническом праве Римской католической Церкви, выстраивает материал при помощи «метода устранения противоречий», который оказался весьма перспективным и нашел сторонников среди представителей Византийской Церкви. «Scholia» (или комментарии Феодора Вальсамона к номоканону Фотия) были построены по такому же принципу, как и у Грациана. Таким образом, автор констатирует, что применение такого «хорошего» метода позволило создать уникальные трактаты, которые стали образцами канонической юриспруденции на несколько столетий. Благодаря этим работам светская юриспруденция научились толковать духовные и производные от них юридические нормы, а также инкорпорировать и кодифицировать их.

Ключевые слова: классическое средневековье, Западная и Восточная Церкви, Иоанн Грациан, Феодор Вальсамон, «метод устранения противоречий».

A.N. Kondratyeva, The Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia, e-mail: annaalyakina@yandex.ru

«CONCORDANTIA DISCORDANTUM CANONUM» OF GRATIAN AND «SCHOLIA» TEODORE BALSAMON AS A RESULT OF THE APPLICATION OF THE «GOOD» METHODOLOGY IN THE SYSTEMATIZATION OF CANONICAL LAW OF THE ROMAN AND BYZANTIAN CHURCHES

Annotation. This article deals with two outstanding treatises of medieval canonical jurisprudence – «Concordantia discordantum canonum» by Gratian and «Scholia» by Theodore Вalsamon. In compiling his treatise, Gratian, whose goal is to eliminate contradictions in the canonical law of the Roman Catholic Church, builds the material using the «method of eliminating contradictions», which turned out to be very promising and found supporters among the representatives of the Byzantine Church. Scholia (or Theodore Balsamon’s commentary on the Fotius nomocanon) was built on the same principle as Gratian’s. Thus, the author states that the use of such a «good» method allowed the creation of unique treatises that became models of canonical jurisprudence for several centuries. Thanks to these works, secular jurisprudence learned to interpret spiritual and legal norms, as well as incorporate and codify them.

Key words: classical Middle Ages, Western and Eastern Churches, Gratian, Theodore Вalsamon, «method of eliminating contradictions».


[1]Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-011-00082 «Нормотворчество в морали, праве, религии»).

Добавить комментарий