«Нормальный закон человечества»: представления об источниках социальных норм в произведениях Ф.М. Достоевского (Коваль Е.А.)

УДК 177.7

DOI: 10.24412/2713-1033-2021-1-57-67

Е. А. Коваль

Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»,Саранск, Россия,

e-mail: nwifesc@yandex.ru

«НОРМАЛЬНЫЙ ЗАКОН ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСТОЧНИКАХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО[1]

В данной статье анализируются представления об источнике социальных норм, изложенные в произведениях Ф. М. Достоевского. Особенности таких представлений и механизмов нормообразования (генезис, нормотворчество) описываются посредством апелляции к понятию социального воображаемого.Полифоничность языка писателя позволяет рассмотреть диалектику идей и антиидей в социальном воображаемом, порождающих, соответственно, нормы и антинормы. Критерии дифференциации норм и антинорм, работающие на индивидуальном и социальном уровнях (совесть, уровень развития морального сознания, моральный порядок), позволяют каждому человеку проверять идеи, автором и носителем которых он является. Одна из ключевых идей, которым уделяется существенное внимание как в художественных, так и в публицистических текстах Ф. М. Достоевского, – самопожертвование. Данная идея обладает мощным нормотворческим потенциалом, способствует расширенному воспроизводству социального воображаемого, однако разрушается в сочетании со стремлением к корысти. Ф. М. Достоевский отказывается от эгалитарного подхода в оценке нормотворческого потенциала личности, обращая внимание на преимущество «маленьких человечков» перед «обыкновенными людьми». Ф. М. Достоевский не оперирует понятиями «нормотворчество» или «представления об источниках социальных норм», однако его идеи о происхождении и содержании «нормального закона человечества» до настоящего времени оказывают влияние на формирование социального воображаемого.

Ключевые слова: норма, нормотворчество, источник социальных норм, социальное воображаемое, идея, антиидея, самопожертвование, Ф. М. Достоевский.

Благодарность: Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19­011­00082).

E. A. Koval

The Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia,

e-mail: nwifesc@yandex.ru

«NORMAL LAW OF HUMANITY»: UNDERSTANDING OF THE SOCIAL NORMS SOURCES IN THE WORKS OF F.M. DOSTOEVSKY

This article analyzes the ideas about the source of social norms set forth in the works of Dostoevsky. The peculiarities of this ideas and mechanisms of norm formation (genesis, norm-creating) are described with help the such phenomena as a social imaginary. The polyphonic nature of the writer’s language allows us to consider the dialectics of ideas and anti-ideas in the social imaginary, which give rise, respectively, to norms and anti-norms. At the individual and social level, the criteria for differentiating norms and anti-norms can be distinguished: conscience, the level of moral consciousness development, moral order. These criteria allow each person to test the ideas of which he or she is the author and carrier. Self-sacrifice is one of the key ideas that receive significant attention both in the fictional and publicistic texts of Dostoevsky. This idea has a powerful norm-setting potential, contributes to the expanded reproduction of the social imaginary, but it is destroyed in combination with the desire for self-interest. Dostoevsky rejects the egalitarian approach in assessing the norm-creating potential of a person and draws attention to the advantage of «little people» over «ordinary people». It should be noted that Dostoevsky does not operate with the concepts of «norm-creating» or «ideas about the sources of social norms», however, his ideas about the origin and content of the «normal law of humanity» still influence the formation of the social imaginary.

Keywords: norm, norm-creating, source of social norms, social imaginary, idea, anti-idea, self-sacrifice, F. M. Dostoevsky.

Acknowledgments. The article is supported by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) (project no. 19­011­00082).


[1] Материалы исследования представлены в докладе на IX Международном конгрессе «Русская словесность в мировом культурном контексте. Классика и мы: к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского» (14-17 мая 2021 г., Москва).

Обсуждение закрыто.