Взгляд на милосердие в социальных концепциях основных христианских конфессий (Кондратьева А.Н., Семушенкова А.С.)

УДК 1799.9;348

DOI: 10.24412/2713-1033-2021-2-47-59

А. Н. Кондратьева

Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Саранск, Россия, e-mail: annaalyakina@yandex.ru

А. С. Семушенкова

Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Саранск, Россия e-mail: nastyasemushenkova@yandex.ru

ВЗГЛЯД НА МИЛОСЕРДИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ОСНОВНЫХ ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЙ

В данной статье авторы рассуждают о том, что понимание милосердия традиционно было важно не только в теологических или этических контекстах, но и для политико-правовых процессов любого государства. Каждая модель милосердия подчеркивает особый аспект совершения добра другому человеку, и все они дополняют друг друга и более полно описывают ту реальность, которую мы называем милосердием в человеческих отношениях.

В католической традиции участие в делах милосердия воспринимается как способ получения прощения грехов. В протестантских вероучениях прямой связи между милосердем и спасением не проводится, поскольку только Бог может спасти верующего. У православных же христиан милосердствующий дает бескорыстно, ничего не желая и не надеясь получить что-либо взамен. В православии милосердие не сводится ни к получению почестей, ни к выслуге ради прощения грехов.

В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу о том, что разные взгляды на милосердие в рамках социальных концепций основных христианских конфессий в конечном итоге ведут к единому сущностному пониманию исследуемого явления, несмотря на определенные различия во внешнем выражении.

Ключевые слова: милосердие, православие, католицизм, протестантизм, теология, христианские каноны.

Благодарность: Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 21-011-44239 «Нормативные измерения христианских канонов: традиции и динамика»).

A.N. Kondratyeva

Mid-Volga Institute (branch) of All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Saransk, Russia, e-mail: annaalyakina@yandex.ru

A. S. Semushenkova

Mid-Volga Institute (branch) of All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Saransk, Russia, e-mail: nastyasemushenkova@yandex.ru

A LOOK AT MERCY IN THE SOCIAL CONCEPTS OF BASIC CHRISTIAN CONFESSIONS

Within the framework of this article, the authors argue that the understanding of mercy has traditionally been important not only from the point of view of theology and morality, it was also important for the political and legal processes of any state. Each model of mercy that exists in Christianity emphasizes some special aspect of doing good to another person, and they all complement each other and more fully describe the reality that we call mercy in human relationships.

In the Catholic tradition, participation in works of mercy was seen as a way of receiving the remission of sins. In Protestant creeds, there is no direct connection between mercy and salvation, since only God can save a believer. Among Orthodox Christians, the merciful gives disinterestedly, not wanting anything and not hoping to receive anything in return. This is internal mercy, therefore, in Orthodoxy, mercy is not reduced to receiving honors or to length of service for the forgiveness of sins.

As a result of the study, the authors come to the conclusion that different views on mercy within the framework of social concepts of the main Christian confessions ultimately lead to a single essential understanding of the phenomenon under study, despite certain differences in external expression.

Keywords: mercy, Orthodoxy, Catholicism, Protestantism, theology, Christian canons.

Acknowledgments. The article is supported by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) (project no. 21-011-44239)

Обсуждение закрыто.