К вопросу о канонических нормах в евангельском протестантизме: Sola Scriptura или Nuda Scriptura? (Лебедев А.В.)

УДК 330.837 (076.6)

DOI: 10.24412/2713-1033-2021-2-60-68

А. В. Лебедев

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, Россия, e-mail: toshaleb@mail.ru

К ВОПРОСУ О КАНОНИЧЕСКИХ НОРМАХ В ЕВАНГЕЛЬСКОМ ПРОТЕСТАНТИЗМЕ: SOLA SCRIPTURA ИЛИ NUDA SCRIPTURA?

В рамках статьи на материале российских и западных философских, культурологических и богословских изысканий представлен вопрос о канонах в протестантизме (в особенности, евангельской его ветви). Существует ли единая и строгая каноничность в протестантизме по вопросам личной морали, отношения к общественно, исторически и политически значимым вопросам? Можно ли говорить о нормативности и кодификации предписаний или исключительно об устной или даже негласной традиции? Автор делает попытку дать обзор и типологизацию по данной проблеме, исследуя разнообразие протестантских евангельских деноминаций.

Статья фокусируется на вопросе о соотношении принципов Sola Scriptura (протестантский постулат «только Писание», ведущая роль Библии в формировании доктрины, церковной практики, личной и общественной деятельности в светской среде) и Nuda Scriptura (чрезмерно буквалистское прочтение Библии, пренебрежение историей Церкви и настороженное отношение к философско-критическому осмыслению религиозной жизни). Автор отмечает определенную прогрессивность протестантизма в формах религиозной жизни, обсуждении глобальных проблем современности, общественно-культурных «трендов», реакции на самые актуальные текущие вопросы. Затрагивается также проблематика «контекстуализации» и «транскультурации» этических норм и их преломление в зависимости от ситуации, культуры, обстановки – насколько этичной эта «пластичность» представляется в протестантских деноминациях и какое она нашла отражение в церковной практике (в том числе, в переводах Библии)? Вместе с тем, насколько сильны и консервативные настроения в протестантской среде, тяготеющие к более традиционным и историческим корням? В статье рассматривается сочетание и сосуществование подобных модернистских и, одновременно, консервативных тенденций, подчас даже тяготеющих к фундаменталистским проявлениям. Не менее значимым представляется и проблематика в терминологии – соотношение понятий «протестантизм», «неопротестантизм», «евангельское христианство», что также находит свое отражение в исследовании.

Ключевые слова: канонические нормы, евангельский протестантизм, контекстуализация, переводы Библии, социальные концепции, этические нормы.

A. V. Lebedev

National Research Mordovia State University, Saransk, Russia, E-mail: toshaleb@mail.ru

THE ISSUE OF CANONICAL NORMS AMONG EVANGELICAL PROTESTANTS: SOLA SCRIPTURA OR NUDA SCRIPTURA?

Based on the material of Russian and Western philosophical, cultural and theological studies, the study considers the issue of canons in Protestantism (in particular, its evangelical branch). Is there a unified and strict canonicity in Protestantism on issues of personal morality, attitudes towards socially, historically and politically significant problems? Is it possible to determine the “normativeness” and codification of prescriptions or they are exclusively of oral or even tacit nature? The author attempts to provide an overview and typology on this issue, examining the diversity of Protestant evangelical denominations.

The research focuses on the issue of the relationship between the principles of Sola Scriptura (the Protestant postulate «only Scripture», the leading role of the Bible in the formation of doctrine, church practice, personal and social activities in a secular environment) and Nuda Scriptura (an overly literal reading of the Bible, neglect of the Church history and the philosophical and critical understanding of religious life). The author notes a certain progressiveness of Protestantism in the forms of religious life, discussion of global problems, socio-cultural «trends», reactions to the most pressing current issues. It also touches upon the problem of “contextualization” and “transculturation” of moral and ethical norms and their refraction depending on the situation, culture, environment — how ethical this “plasticity” is presented in Protestant denominations and how it is reflected in church practice (including Bible translations). At the same time, the question arises: how strong are conservative sentiments in the Protestant environment, leaning towards more traditional and historical roots? The article examines the combination and coexistence of both modernist and conservative tendencies, sometimes even gravitating towards fundamentalist manifestations. The problem in terminology is no less significant, i.e., the relationship between the concepts of «Protestantism», «Neo-Protestantism», «Evangelical Christianity», which will also be reflected in the research.

Keywords: canonicity, evangelical Protestantism, contextualization, Bible translations, social concepts, moral and ethical norms

Обсуждение закрыто.