К критике постантропоцентризма: Кант, Харман, Мейясу (Венгура Д.С.)

УДК 141.201

DOI: 10.24412/2713-1033-2023-1-36-47

Д. С. Венгура

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, Россия, e-mail: vengdan@gmail.com

К критике постантропоцентризма: кант, Харман, мейясу

Статья посвящена исследованию новейших тенденций континентальной философии на материале работ ее двух влиятельных представителей – Грэма Хармана и Квентина Мейясу. Приводится классификация кантовских тезисов Г. Хармана в качестве основы для последующего анализа спекулятивного материализма К. Мейясу и объектно-ориентированной онтологии Г. Хармана. Системы указанных авторов интерпретируются как радикализации одного из двух тезисов И. Канта. В связи с этим выводится «правило радикализации», устанавливающее невозможность одновременной радикализации обоих тезисов. Обнаруживается принципиальная зависимость мысли Г. Хармана и К. Мейясу от критической философии. Постантропоцентризм, как одна из наиболее характерных черт новейшей гуманитаристики, оказывается таким образом недостигнутым. «Нечеловеческое», прорыв к которому видится первоочередной задачей многим современным мыслителям, остается всякий раз «зараженным» человечностью, той или иной коррелятивной инстанцией. Исходя из этого, обосновывается необходимость построения более фундаментальных и независимых систем, не уступавших бы философской силе критицизма И. Канта. Актуальность работы заключается в переоценке спекулятивизма и постантропоцентризма вообще как продуктивной рефлексии современности о своем кантианстве – рефлексии, однако, не достигающей преодоления кантовского наследия.

Ключевые слова: Кант, Харман, Мейясу, критицизм, постантропоцентризм, спекулятивный реализм, объектно-ориентированная онтология, корреляционизм, нечеловеческое

D. S. Vengura

Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia,e-mail: vengdan@gmail.com

Criticising postanthropocentrism: Kant, Harman, Meillassoux

The article is devoted to the study of the latest tendencies of continental philosophy based on the works of its two prominent adherents – Graham Harman and Quentin Meillassoux. Harman’s classification of Kant’s theses is used for analyzing his object-oriented ontology and Meillassoux’s speculative materialism. These philosophical systems are interpreted as radicalizations of one of the two Kantian theses. Hence the «rule of radicalization» which states impossibility of radicalization of both theses is deduced. A fundamental dependence of Harman’s and Meillassoux’s thought on critical philosophy is shown. Postanthropocentrism, being one of the most distinctive traits of the modern humanities, is thus unachieved. The «non-humanness», breakthrough to which is seen as a primary aim by many contemporary thinkers, is every time still infected with humanness, i. e. one or another correlative instance. From there the necessity of creating more profound and independent philosophical systems which would not cede to the power of Kant’s criticism is drawn. Relevance of the article is in its reevaluation of speculativism and postanthropocentism in general as a productive reflection of modernity on its own Kantianism – reflection that does not, however, accomplish the overcoming of Kant’s legacy.

Keywords: Kant, Harman, Meillassoux, criticism, postanthropocentrism, speculative realism, object-oriented ontology, correlationism, non-human

Обсуждение закрыто.