Академическая этика: «новые» споры вокруг «старых» проблем (Жадунова Н.В.)

УДК 174.4

DOI: 10.24412/2713-1033-2024-1-07-15

Н. В. Жадунова

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск, Россия, e-mail: zhadunovan@mail.ru

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЭТИКА: «НОВЫЕ» СПОРЫ ВОКРУГ «СТАРЫХ» ПРОБЛЕМ

В статье анализируются проблемы современной академической этики, во многом обусловленные «растерянностью» академического сообщества перед доступностью искусственного интеллекта (ИИ) и цифровой открытостью, девальвацией значимости высшего образования и принадлежностью к научному этосу, требованиями, предъявляемыми к вузам в плане диверсификации доходов и пользы для экономики. Стремление получить «быстрые» результаты от образования и исследований, количественные показатели вовлечения молодежи в науку и преподавание, смещение ценностных акцентов высшего образования на лидерство, предпринимательскую и информационную активность на практике оборачиваются формализацией, попыткой за «большими» цифрами отчетов скрыть проблемы качества образования, плагиата, регламентации использования ИИ, недобросовестного поведения, номинальности этических кодексов и др.

Ключевые слова: академическая этика, «новая этика», нормы, принципы, сообщество, исследования, образование.

Благодарность: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01167, https://rscf.ru/project/23-28-01167/

Ссылка для цитирования: Жадунова Н.В. Академическая этика: «новые» споры вокруг «старых» проблем // Социальные нормы и практики. 2024. № 1. С. 7-15. DOI: 10.24412/2713-1033-2024-1-07-15.

N. V. Zhadunova

National Research Mordovia State University, Saransk, Russia, e-mail: zhadunovan@mail.ru

ACADEMIC ETHICS: “NEW” DISPUTES AROUND “OLD” PROBLEMS

The article analyzes the problems of modern academic ethics. They are associated with the “confusion” of the academic community in front of the availability of artificial intelligence (AI) and digital openness, the devaluation of the importance of higher education and belonging to the scientific ethos, and the requirements placed on universities in terms of diversification of income and benefits for the economy. The desire to get “quick” results from education and research, quantitative indicators of youth involvement in science and teaching, a shift in the value accents of higher education towards leadership, entrepreneurial and information activity in practice turn into formalization, an attempt to hide a number of problems behind “big” reporting numbers. We are talking, first of all, about problems related to the quality of education, plagiarism, regulation of the use of AI, dishonest behavior, nominal ethical codes, etc.

Keywords: academic ethics, “new ethics”, norms, principles, community, research, education.

Acknowledgments: The article is supported by the Russian Science Foundation № 23-28-01167, https://rscf.ru/project/23-28-01167/

For citation: Zhadunova N.V. (2024) Academic Ethics: “New” Disputes around “Old” Problems. Social norms and practices. No. 1. P. 7-15. DOI: 10.24412/2713-1033-2024-1-07-15.

Обсуждение закрыто.