Коблов А. Роль духовника в жизни современного человека

Коблов Андрей Юрьевич, студент Саранской духовной семинарии

В современном православном мире очень мало духовных отцов, ведущих паству к спасению. А именно настоящих Богодухновенных людей, а не начитанных грамотеев. По словам Схиигумена Серафима Бараделя, ученика Софрония Сахарова, мы живем в мученические времена. Мучительно сложно не проявляя двойственности идти за Христом в современной локации. Мир в большинстве не понимает Христианство иногда даже внутри церкви. Промыслом Божьим сократилось число духовных руководителей, так как не стало послушников, способных к безоговорочному послушанию. Большая часть поколения людей стали горделивы и сластолюбивы. Мы поколения «Я». Но малое стадо Христа будет живо всегда. Есть и новообращенные с искренним желанием спасаться. Блуждают по предапокалиптическому миру в поисках мудрых наставников. Но, зачастую, натыкаются на строгих хозяев. А ведь настоящий духовник – это друг. Какой он – образ духовника? Проанализировав этот вопрос, приходим к убеждению, что настоящий духовник – это Святой жизни человек. Человек, познавший Бога Духом Святым. Прошедший путь спасения с преуспеванием и способный по любви обучать других. О роли духовника в жизни православного человека мы находим многое в трудах схиархимандрита Гавриил (Брунге) «Духовное отцовство по творениям Евагрия Понтийского», схиархимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан Афонский», преподобного Иосифа Исихаста «Послушание и возрождение. Духовный азбуковник. Алфавитный сборник», игумена Никона Воробьева «Духовник», Леонида Виноградова «Духовники о духовничестве» и другой богословской литературе.

Истинный Богослов – тот, кто молится, по словам Силуана Афонского, разумом, изучая только богословскую литературу невозможно познать Бога. Бес знает все писание и богословие, а покаяния и молитвы не имеет. Но образ Святого Духовника идеален. В современном мире все иначе, не всякий священник – духовник, все же это дар от Бога. Это способность взять человека на ладошку и нести к спасению, по словам протоиерея Мечёва. Как тяжела профессия врача, говорил Св. Лука, а ведь он лечит только смертное тело. Как долго учится земной врач? Духовник – это явление ценное и редкое. В идеале у каждого человека должен быть духовный руководитель. Поэтому многие современные люди ищут старцев. Но по предречению святых, духовных руководителей, исполненных благодати, с течением времени все меньше. Народ ищет чудотворцев и чудес. Но это ошибочное искание. По пророчеству, главный «чудотворец» последних времен будет антихрист, который прельстит многих. В преддверии будет много лжепророков. Поэтому нельзя ничего не зная бросаться в объятья старика в старом подряснике по слухам о чудесах. Иоанн Лествичник пишет, что прежде, чем душу свою вверить наставнику, необходимо искусить кормчего. Тщательно проанализировать его жизнь и обдумать. А не вцепляться в первую рясу. С таким неверным подходом можно попасть к какому-нибудь прельщенному лжепророку, коих немало будет в последние времена.

Есть еще одна категория овец Христовых, которым духовник – сам Христос через людей. Несмотря на то, что христиан не принято делить на благодатных и нет, да и вообще способа измерения благодати не существует, некоторые святые четко выделяют малое стадо знающих Бога Духом святым. Например, блаженный Августин считает именно избранных благодатью Божией – малым стадом, предопределенным ко спасению. Многие другие отцы как точку отсчета в пути спасения определяют предваряющую благодать. Люди, вкусившие неизреченной тишины мира Христова в сердце, есть и среди нас, в наше время. По словам преподобного Силуана Афонского, им тяжелее всего. Ведь в свете благодати увидели они бездну греховных колебаний души, нарушающих чистоту Мира, бесплатной святости, дарованной им по воле Бога на время, до неминуемой потери в связи с несоответствием награде. Душа этой категории Христиан знает по опыту, что больше всего волнений греховных происходит по своеволию, самости и потаканию бесчисленным желаниям, нашептываемых лукавым духом, голос которого стал различен от своих мыслей благодаря просветлению. Эта особенная категория людей добровольно жаждет послушания, скучая по тишине. И если нет рядом духовного отца, единственный выход – умереть для себя и жить для близких, выполняя их волю и приказы начальников, конечно, если она не греховна, т.е. подходя ко всему с рассуждением.

Такие люди видят все мотивы сердец своих и точно знают, почему потеряли Мир. Эта категория добровольного послушания стремится к совершенному подавлению эгоизма. Были случаи, когда святые знатного рода продавали сами себя в бесславное рабство. Они это делали не просто так, а в погоне за сладостью света Христова. Готовы были подчиняться кому угодно и быть всем слугой и рабом. Вот и преподобный Силуан говорит, чтобы люди, прежде всего, просили у Бога познать Его Духом Святым, а потом уже поняли все глубины Христианской истины. Сначала благодать, потом истинное послушание.

Кто же такой духовник? В Греции, например, духовниками могут быть только опытные священники в монашеском чине. У такого духовника православный христианин регулярно исповедуется, являясь по отношению к нему духовным чадом. Духовник не только руководит духовной жизнью подопечного, утешая его в бедах и несчастьях, но и советом помогает ему разрешать различные житейские вопросы, молится о своих чадах. Современным духовникам запрещается открывать грехи исповедующего, хотя в древности (в I в. н.э.) исповедь была открытой, публичной. Первые Христиане стыдились прогневать Бога, а не людей.

Теоретически, духовник – это духовный наставник, стяжавший Духа Святого или получивший от него Дар наставничества, это верующий человек, прошедший на 5+ духовные искушения и испытания, готовый поделиться с начинающими своим опытом в стяжании любви к ближнему и Богу, тем самым, привести и его к спасению. При этом, духовник – не обязательно священнослужитель. Например, Св. Матрона Московская не была в чине, но давала духовные наставления. Этот человек является корректором жизни (поступков и помыслов) другого, менее духовно опытного человека. Стяжавших духа наставников, старцев с Его дарами на планете единицы. Потому духовниками в нынешнее время должны быть наиболее опытные священники, которые живут верой, добром и любовью к ближнему.

В условиях высокой занятости опытных духовников, наставление пасомых в большинстве случаев происходит прямо на исповеди. Если повезет, то коррекция может происходить во время духовных бесед или раскрытия помыслов. Первая из форм, исповедь, незаметно привела к стереотипу: духовник тот, у кого я постоянно исповедуюсь. Это очень плохо. У человека формируется размытое представление о покаянии. Каяться нужно перед лицем Божьим в присутствии священника как свидетеля. Вместо этого, многие начинают беседу с жалобами на жизнь. Происходит подлог. Таинство превращается в беседу. Это уже давно произошло в католической церкви.

Многие священники вправе служить, но духовниками по совести быть не могут. Зато духовниками по совести могут быть люди без сана, к примеру монахи. А раз могут быть монахи, то не исключается и вариант опытного верующего, живущего в миру, но который имеет успешный опыт духовной практики.

Исходя из вышесказанного можно выделить два понятия духовника.

Первое понятие. Настоящие духовники, жившие в древности, это люди, добившиеся бесстрастия. Советы от них – без примесей страстей. Такие люди видели душу насквозь. Таких старцев было малое количество. Малочисленны и их ученики. Остальные получали не приказы, а советы и ответы. Примером может служить Оптина пустынь в XVIII-XIX веках.

Второе понятие. В наше время есть духовные советчики, хорошие или плохие. Начитанные люди. Все наше спасение – в святоотеческой литературе. Такой человек может давать совет, но ни в коем случае – не приказывать. Окончательное решение всегда принадлежит спрашивающему.

Современный духовник – это близкий друг, который помогает советом.

Проанализировав современное духовное состояние общества можно сделать вывод о том, что немногие люди готовы к послушанию. Из окружающих нас наставниках необходимо выбрать наиболее подходящего нам советника. Положительные качества, которыми он должен обладать, следующие:

1. Простота;

2. Неуклонное последование учению церкви;

3. Знание святых отцов.

Человек должен быть спокойным. Раздражительность не должна присутствовать, желательно, чтобы человек был молитвенник с кротким нравом. Ни в коем случае не проявлял властность и желание командовать. Добрый советник, обладающий соответствующим багажом знаний. Отрицательное качество, на которое следует обратить внимание, — это малейшее проявление гордости и отсутствие любви.

Возможности современного человека в получении информации огромны. Горячо молиться, уповая на Бога, руководствуясь святоотеческой литературой с помощью грамотных советов, — это путь современного человека.

Но на любом уровне Богопознания рядом нужен старший, надежный, духовный корректор… Со стороны всегда быстрее распознается духовное заблуждение и прелесть. По словам Иоакима Парра, если у вас не будет духовного руководителя, то у вас будет духовный дурак, и этот дурак – это вы.

Обсуждение закрыто.