Ошибка: этические аспекты (А. Е. Зимбули)

УДК 179.8

DOI: 10.24412/2713-1033-2022-1-25-37

А. Е. Зимбули

Российский государственный педагогический
университет имени А. И. Герцена,

Санкт-Петербург, Россия, e-mail: zimbuli@yandex.ru

ОШИБКА: ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Вся человеческая история, в сущности, – это смелый поиск плюс нескончаемая работа над ошибками. Тем удивительнее, что в аппарате философских наук, в частности, этики, пока отсутствует категория «ошибка». Нет сомнений, что со временем будет разработана самостоятельная область практической науки ошибковедения, предметом которой станет составленная на материале изучения всех субкультур многомерная матрица человеческих ошибок в самых разных сферах жизни. В своем тексте автор выделяет и кратко этически анализирует обобщенную ситуацию ошибки. На основе анализа представляется возможным, что на ошибках смогут все более умело учиться все – их совершающие, невольные свидетели-участники событий, те, кто о них читает, слышит, думает. Все это возможно при условии следования нравственно-ценностным векторам честности, достоинства, объективности, благоволения, справедливости, гуманности, мудрости.

Ключевые слова: ошибка, ситуация ошибки, этический анализ, нравственные характеристики параметров.

A. E. Zimbuli

The Herzen State Pedagogical University of Russia

St. Petersburg, Russia, e-mail: zimbuli@yandex.ru

MISTAKE: ETHICAL ASPECTS

All human history, in fact, is a bold search and endless work on mistakes. It is all the more surprising that in the apparatus of philosophical sciences, in particular, of ethics, the category of “mistake” is still missing. There is no doubt that over time, an independent field of the practical science, «oshibkovedenie» (phralmalogia, φράλμαλογια), will be developed, the subject of which will be a multidimensional matrix of human mistakes, compiled on the basis of the study of all subcultures in various fields of life. The author of this text identifies and briefly ethically analyzes the generalized mistake situation. As a result of the analysis, it seems possible that everyone can learn more and more skillfully from mistakes – those who commit them, involuntary witnesses-participants of the events, and those who read, hear, think about them. All this is possible provided that the morally value vectors of honesty, dignity, objectivity, blessing, justice, humanity, wisdom are followed.

Keywords: mistake, situation of mistake, ethical analysis, moral characteristics.

Обсуждение закрыто.