Учебная аналитика в образовательном процессе: куда нас ведут большие данные? (Мартынова М.Д.)

УДК 177

DOI: 10.24412/2713-1033-2024-4-39-49

М. Д. Мартынова

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева,

Саранск, Россия, e-mail: martynovamd@mail.ru

УЧЕБНАЯ АНАЛИТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: КУДА НАС ВЕДУТ БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ?

В статье рассматривается применение учебной аналитики (Learning Analytics, LA) в образовательном процессе. Она широко используется, позволяет оптимизировать процесс обучения, оперативно оценивать качество материалов и преподавания, учитывать результаты и достижения обучающегося, прогнозировать его успеваемость.

Среди этических проблем, возникающих при использовании образовательной аналитики, наиболее часто дискуссии возникают вокруг конфиденциальности, прозрачности, навешивания ярлыков, права собственности на данные, алгоритмической справедливости и обязанность вуза упреждающе взаимодействовать с обучающимися при наличии академической неуспеваемости. Каждая из них акцентирует автономию обучающегося, его активную и осознанную вовлеченность в процесс контроля своего обучения для самостоятельного принятия решений. Есть примеры вузовских кодексов использования учебной аналитики, что свидетельствует о необходимости введения нормативной практики использования новых образовательных инструментов.

Ключевые слова: учебная аналитика, большие данные, этические риски, конфиденциальность, алгоритмическая справедливость, прозрачность, навешивание ярлыков, право собственности на данные.

Благодарность: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01288, «Этика больших данных: трансформация моральных норм и ценностей», https://rscf.ru/project/23-28-01288/.

Ссылка для цитирования: Мартынова М.Д. Учебная аналитика в образовательном процессе: куда нас ведут большие данные? // Социальные нормы и практики. 2024. № 4. С. 39-49. DOI: 10.24412/2713-1033-2024-4-39-49.

M. D. Martynova

National Research Mordovia State University,

Saransk, Russia, e-mail: martynovamd@mail.ru

LEARNING ANALYTICS IN THE EDUCATIONAL PROCESS: WHERE IS BIG DATA LEADING US?

The article discusses the application of learning analytics (LA) in the educational process. It is widely used, allows to optimize the learning process, quickly assess the quality of materials and teaching, take into account students’ results and achievements, and predict their academic performance.

Among the ethical issues that arise when using educational analytics the most common discussions arise around confidentiality, transparency, labeling, data ownership, algorithmic fairness, and the university’s obligation to proactively interact with students in the presence of academic failure. Each of them emphasizes the autonomy of the student, his active and conscious involvement in the process of controlling his learning for independent decision-making. There are examples of university Codes for the use of learning analytics which indicates the need to introduce regulatory practices for the use of new educational tools.

Keywords: learning analytics, big data, ethical risks, confidentiality, algorithmic fairness, transparency, labeling, data ownership.

Acknowledgements: The study was supported by the Russian Science Foundation (RSF), project no. 23-28-01288, «Big Data ethics: moral norms and values transformation», https://rscf.ru/project/23-28-01288/.

For citation: Martynova M.D. (2024) Learning analytics in the educational process: where is Big Data leading us? Social norms and practices. No. 4. P. 39-49. DOI: 10.24412/2713-1033-2024-4-39-49.

Обсуждение закрыто.